Гаури: Эй, Лина?.. Можно спросить?
Лина: Что?
Гаури: Кто из них плохие парни?
Из аниме Slayers (Рубаки)
В 2003 году лондонская транспортная компания TfL (Transport for London) представило на суд общественности безконтактный электронный билет Oyster card. Технология которой воспользовалась TfL для своего нового билета называется RFID (Radio-frequency identification). Очень удобная система с защитой от кражи, возможностью пополнения по мере необходимости и прочее. К марту 2007 года уже более 80% от всех поездок в лондонском метро и в лондонских автобусах оплачивалось с помощью этого электронного билета. В том же 2007 году инфраструктура обслуживающая электронные билеты целенаправленно начала переводиться на открытое программное обеспечение и открытые протоколы. Такая политика в позволило TfL более чем в пять раз сократить размер выплат за программные лицензии в частности из-за ликвидации искусственной привязки к закрытым решениям определённых компаний.
Всё замечательно, все довольны. Но почему Ричард Мэттью Столлман не доволен? Электронное издание ZDNet.co.uk опубликовало выдержки из его письма в заметке «Stallman attacks Oyster's 'unethical' use of Linux». Столлман отнюдь не изменился. Он просто указывает на то, что не смотря на удобство технология электронных билетов создаёт инфраструктуру для потенциального нарушения свободы, и ему не приятно использование свободного ПО в этом процессе. В каком месте нарушение? Дело в том, что билеты не анонимны и информацию о передвижении (хранятся данные по поездкам за последние 8 недель) с них может читать кто угодно в том числе и без ведома хозяина. Очевидное нарушение неприкосновенности частной жизни, хоть и ради удобства.
При некоторых ухищрениях пассивные метки RFID можно считывать на расстоянии свыше 200 метров и их использование в виде хранилища личной информации будет только расширяться. Вы готовы предоставлять её абсолютно всем желающим?